Несколько советов родителям вновь прибывших детей:
Для того чтобы ваш ребенок легче и быстрее привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходима ваша поддержка. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.
2. К воспитателям обращайтесь по имени-отчеству.
3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
4. Вовремя укладывайте ребенка вечером спать.
5. Следите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика и не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застежки должны быть расположены так, чтобы ребенок мог самостоятельно их развязать и расстегнуть. Обувь должна быть легкой, теплой, соответствовать размеру ноги ребенка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку в помещении и на прогулке.
6. Чтобы избежать травм, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а также мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
7. Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, в случае их потери воспитатель не несет материальной ответственности.
8. Не обсуждайте при ребенке свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями.
9. Главные условия успешной адаптации ребенка – ваш положительный настрой и соблюдение режима дня!
Вы заметили, что Ваш ребёнок дерётся? Кусается? Обижает других детей, животных и даже Вас? Воспользуйтесь советами психолога!
Агрессия в раннем возрасте
Агрессия - это намеренное причинение ущерба людям или предметам: отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и т. д. Под агрессивностью понимаются свойства личности, выражающиеся в готовности к агрессии, а под агрессией - действия, направленные на причинение ущерба кому-либо или чему-либо.
Причинами агрессивного поведения детей могут быть:
- негативизм матери (ее отчужденность от ребенка, постоянная критика, равнодушие, в результате чего ребенок испытывает недостаток родительского внимания);
- терпимость членов семьи к проявлению агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям и взрослым (т.е., поощрение такого поведения);
- суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, унижение, игнорирование);
- ограничение самостоятельности ребенка;
- авторитарное поведение родителей, когда они стремятся полностью контролировать ребенка;
- чрезмерно уступчивое поведение родителей;
- индивидуальные особенности темперамента ребенка (возбудимость, вспыльчивость).
При этом основную роль в формировании агрессивности детей играет поведение членов их семей.
Деятельность родителей и воспитателей по преодолению агрессии в поведении детей:
Первое - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Например, совершенно нормальным по отношению к матери в раннем возрасте является сочетание агрессии (так как мать не дает всего, что хочется ребенку) с привязанностью. Агрессия - показатель того, что ребенок пытается отстоять свое «Я», поэтому следствием запрета на агрессию может стать неспособность ребенка проявлять инициативу. Выход: обучение малышей прямому проговариванию своих чувств источнику гнева или перенос агрессии на другие неопасные объекты.
Второе - обучение детей приемам саморегуляции и самообладания. Снятию напряжения у агрессивных детей способствуют рисование, лепка, музыка, массаж, игры с водой, песком, глиной, использование цвета и другие.
Третье - развивать у них навыки общения с другими ребятами, правилам выхода из конфликтной ситуации .Взрослый может непосредственно показывать ребенку, как конструктивно общаться с другими детьми,или использовать инсценировку различных конфликтных ситуаций между игрушками, в ходе чего детям не только показываются разные способы решения этих ситуаций, но при помощи вопросов и мягких указаний малыши сами обсуждают поступки героев, эмоционально переживают за них.
Четвертое - развитие позитивных качеств личности - осуществляется через совместное чтение детской литературы, обсуждение поступков литературных и мультипликационных персонажей, сопереживание им. В повседневной жизни взрослый обращает внимание ребенка на переживания других людей, стремится вызвать сочувствие к ним.
Эффективные способы реагирования взрослых на агрессивное поведение ребенка:
- спокойная реакция на агрессивное поведение ребенка находящегося с ним взрослого, примерно такая: "это нехорошо, но ничего из ряда вон выходящего; постепенно ты научишься так не делать". Если взрослый реагирует бурно, ребенок может вновь и вновь вести себя агрессивно только для того, чтобы выявить эмоциональную реакцию взрослого.
- желательно стараться находиться рядом с ребенком, чтобы предотвратить агрессию, при первых ее признаках направить малыша по желаемому пути;
- отвлечь, дать другую игрушку, предложить ребенку топнуть ногой, изменить место игры и т. п.;
- если ребенок все сделал правильно, то похвалить, обнять его, побыть рядом;
- в случае, когда ребенок бьет другого, незамедлительно увести его и отвлечь, занять чем-то другим;
- в ситуации, когда ребенок находится в возбужденном состоянии, ничего ему не говорить, а дождаться, пока малыш успокоится, и только тогда побеседовать с ним;
- в случае разрушительной агрессии кратко и однозначно выразить свое недовольство и предложить устранить разгром;
- иногда использовать мягкое физическое манипулирование, т.е. спокойно взять ребенка на руки и унести с места конфликта, а если ребенок в ответ на удар взрослого также замахивается на него, то задержать руку малыша, извиниться за такое же свое поведение и договориться с ребенком больше так не поступать;
- другому ребенку, проявляющему агрессию к вашему, сказать, что не надо так делать, он такой же живой, как ты, и ему больно, когда его бьют или когда он падает; если не поможет, встать между детьми, поставить между ними руку, или перехватить его руку и повторить, что он живой, ему больно, и т.п. По возможности объяснить родителям ребенка, что вам было бы удобнее, если бы они то же самое делали.
- если ребенок отвечает на удар ударом, не надо его ругать за то, что он дерется, потому что это будет воспринято как несправедливость. Желательно объяснить, что вообще лучше договариваться, чем драться (имея в виду, что иногда нет другого выхода, кроме драки).
- учить ребенка давать сдачи в возрасте до трех лет не стоит, потому что он не способен понять, в каких ситуациях это надо делать, и может начать давать сдачи, когда его случайно толкнули или когда у него забирают чужую игрушку.
- тогда, когда дети кусают друг друга,малышам следует твердо сказать «нельзя!», оказать внимание «жертве», попросить посочувствовать обиженному ребенку, объяснить малышу, что нельзя кусаться, потому что жертва – живой человек и ей больно, а в дальнейшем выяснить причину «кусачести».
- иногда, особенно если ребенок тревожный, спокойно принять его агрессию, тем самым давая выход его гневу, и организовать место, где он может выражать агрессию (например, играя в буйные игры на диване, батуте или инсценируя агрессию в игре).
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АГРЕССИВНЫХ ДЕТЕЙ РОДИТЕЛЯМ
Мы хотим!
- Чтобы нам не делали постоянно замечаний.
- Знать, почему вам можно кричать, а нам – нет.
- Делать то, что хочется нам, а не вам.
- Знать, почему вы считаете виноватыми нас, а не других.
- Чтобы вы нас научили справляться с гневом.
- Знать, почему нельзя ломать игрушки, давать сдачи, громко кричать, визжать, обзываться, если очень хочется.
НО БОЛЬШЕ ВСЕГО МЫ ХОТИМ, ЧТОБЫ ВЫ НАС ЛЮБИЛИ
Чтобы устранить нежелательные проявления агрессии, необходимо учить детей приемлемым способам выражения гнева.
Примеры специальных способов выражения гнева:
- Громко спеть любимую песню.
- Пометать дротики в мишень.
- Попрыгать на скакалке.
- Используя стаканчик для криков, высказать отрицательные эмоции.
- Пускать мыльные пузыри.
- Устроить «бой» с боксерской грушей.
- Пробежать по коридору.
- Полить цветы.
- Поиграть в настольный футбол, баскетбол, хоккей.
- Постирать белье.
- Отжаться от пола несколько раз.
- Устроить соревнования «Кто громче кричит», «Кто выше прыгнет».
- Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить.
- Слепить из пластилина фигуру обидчика и сломать ее.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята.
- Попробуйте отвлечь ребенка во время вспышки гнева, предложите ему заняться чем-то интересным. Возможно, ваш неожиданный шаг отвлечет ребенка и центр внимания сместиться с объекта агрессии на новый предмет.
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию,
- Сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врагов, и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.
- Показывайте личный пример эффективного поведения. Не допускайте при детях вспышек гнева или нелестных высказываний о своих друзьях и коллегах, строя планы «мести».
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените его и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен, что он важен для вас.
Информация подготовлена по материалам сайта http://child-psy.livejournal.com/1264.html